Как получать прибыль от вложений в чужой частный бизнес
Наиболее популярный и при этом не требующий огромных вложений подход к инвестированию – «портфельный». Инвестор выбирает себе ряд специализированных компаний и вкладывает в них деньги, не получая оперативного контроля над их деятельностью. «В таких случаях инвестор управляет портфелем на уровне утверждения стратегии развития предприятия, а также месячных, квартальных и годовых планов. Вмешивается в оперативное управление он при этом очень редко, но старается выстроить прозрачную систему отчетности», – рассказывает управляющий партнер компании BayView Innovations Денис Довгополый. По мнению г-на Довгополого, наиболее интересная отрасль для инвестирования – Интернет. А вот Оксана Елманова, известная многим предпринимателям по ток-шоу «Акулы бизнеса», соучредитель группы компаний FIM, считает, что стоит инвестировать в аграрный сектор и логистику.
Процент участия в чужом бизнесе может быть любой – от 0,1 до 100%. Вообще предприниматели заинтересованы чаще всего в инвесторе, который сможет «влить» в их дело минимум 20%. «Чтобы стать инвестором (участвующем в малом и среднем бизнесе – Ред.), сегодня нужно иметь минимум 20–50 тыс. долл., но в некоторые проекты требуются более существенные вложения – 200–300 тыс. долл.», – говорит президент Восточно-Европейской франчайзинговой Ассоциации Андрей Кривонос.
Инвесторы и собственники бизнеса встречаются, знакомятся и договариваются о сотрудничестве на таких мероприятиях, как Startup Crash Test, конференциях iForum, Investor Day Central and Easten Europe. Широкий выбор стартапов, которые сейчас ищут инвестиции, сосредоточены в отраслевых бизнес-инкубаторах. Это своеобразный «магазин» бизнес-проектов, куда может зайти любой желающий и выбрать себе дело по вкусу.
Но это все – скорее теория, которая реализуется очень непросто. А на практике украинцы наиболее активно инвестируют не в найденные на инвестиционных форумах проекты, а в бизнес родственников и друзей – так безопаснее. Да и полностью отойти от дел фирмы в отечественных реалиях, увы, очень сложно. В любом случае, после внесения инвестиций придется регулярно встречаться с совладельцем бизнеса, обсуждать планы и перспективы дела, изучать финансовую отчетность предприятия и вносить свои предложения по работе. Права инвестора, будь они даже закреплены сотней документов, могут быть нарушены в любой момент, а суд по поводу справедливого раздела прибыли в малом бизнесе – дело почти безнадежное.
Две схемы на четырех углах
Что делать, чтобы сполна получать прибыль на вложенные инвестиции? Использовать «принцип четырех углов». Его активно применяют крупные украинские бизнесмены. «Первый угол» – собственность на активы, которые использует бизнес. Например, коммерческая недвижимость, оборудование, транспорт. «Второй угол» – операционная деятельность, то есть само ведение бизнеса. Причем все необходимое операционный «угол» берет в аренду у «первого угла». «Третий угол» – управление бизнесом в целом. В данном случае в этом «углу» находится партнер по бизнесу, который непосредственно управляет делом. «Четвертый угол» – собственники бизнеса. А в нашем случае – тот инвестор, который не участвует в управлении текущими делами. Он же – пассивный инвестор.
Собственно, все схемы участия в прибылях основаны на том, что пассивный инвестор полностью контролирует собственность, находящуюся в «первом углу», либо ему подконтрольны финансовые потоки, которые формируются во «втором углу». Естественно, организовать первую схему проще всего – сдавай бизнесу в аренду необходимые ему активы – и живи припеваючи. Этот путь хорош, если бизнес только начинает развиваться или если оценить денежный поток в нем затруднительно даже для того инвестора, который имеет доступ к отчетности.
Вторая схема основана на контроле финансовых потоков. В малом и среднем бизнесе рассчитывать исключительно на нее неперспективно. Скорее, ее надо рассматривать как эффективное дополнение к первой схеме. Тогда пассивный инвестор будет не просто получать свою скромную долю от эксплуатации предоставленных в пользование активов, но и участвовать в дележе сверхприбылей, если они случатся.
Как вложить
Недвижимость. Купить недвижимость и сдать ее в аренду – один из хороших способов заработать. В этом случае инвестору принадлежит вся площадь, и дела бизнеса, который там работает, его абсолютно не беспокоят. «Торговое помещение под магазин, кафе и парикмахерскую в худшем случае можно сдать за 18–20 долл./м2 – это если они удалены от центра Киева. Если поблизости есть станция место, арендная ставка автоматически увеличивается. Средняя цена – от 50 до 80 долл./м2. Если же вы приобрели в собственность торговую недвижимость на Крещатике, то запросто сможете сдать по 150 долл./м2», – констатирует столичный риэлтор Светлана Топал. Оформляются отношения между арендодателем и съемщиком метров договором долгосрочной аренды. Там прописываются обязанности сторон, указывается стоимость аренды, до какого числа ее нужно платить и каким образом переводить деньги. Документ стоит заверить нотариально.
Оборудование. Существует и еще один способ: войти в долю с собственником бизнеса, взяв на себя заботы по оснащению его необходимым оборудованием. На практике это выглядит так: бизнесмен купил 50 кв. м полуподвального помещения под организацию прачечной, но денег на ее оборудование нет. В таком случае он будет искать партнера-инвестора, готового взять на себя расходы на покупку стиральных и гладильных машин. Естественно, договор аренды должен содержать пункты об ответственности сторон по поводу текущих и капитальных ремонтов, технического обслуживания, интенсивности эксплуатации и т. п.
Лизинг. Чтобы получить долю в чужом бизнесе путем передачи в аренду необходимого оборудования или средства транспорта, совсем не обязательно выкладывать сразу всё нужное для их покупки. Можно передать компании-партнеру технику, оборудование или автомобили, приобретенные в лизинг. Тогда инвестору на старте понадобится только первый взнос – обычно около 25–40% стоимости оборудования или средств транспорта.
«Приобрести авто любого типа в лизинг и сдать его в субаренду возможно. Единственным условием является обязательное согласование с лизинговой компанией того, что транспорт планируют сдать в субаренду», – рассказывает Юрий Колочун, ведущий специалист по продажам компании «Евро Лизинг». При этом юридическим департаментом лизинговой компании утверждается договор субаренды, который не должен противоречить договору лизинга. Но эта схема не доступна предприятиям, которые хотят использовать купленный в лизинг транспорт для проката или в качестве такси. Если же речь идет об авто для обслуживания ресторана, отеля или даже доставки товаров в магазин или развозки пиццы, проблем возникнуть не должно.
Франшиза. Еще один способ заработать – купить франшизу и передать ее в пользование партнеру-управляющему. И при этом установить фиксированную сумму за пользование франшизой и получать ее точно так же, как получает ренту тот же арендодатель. Вот только участия в сверхнормативных прибылях не случится. А если хочется полноценного участия в растущих прибылях предприятия?
Как мы и сказали, наращивать доход от инвестиции по мере роста прибылей позволяет использование «второй схемы» – она предусматривает контроль над финансовыми потоками.
Хочется больше
Если хочется больше, то спокойной жизни пассивного инвестора наступает конец – ему придется пойти дальше, влезая в отчетность предприятия и следя за финансовыми потоками.
В случае покупки франшизы в этом поможет хорошо структурированный бизнес-процесс, что вообще характерно для франчайзингого предприятия. «К нам часто обращаются предприниматели и говорят, что они готовы совместно с кем-то покупать франшизу. Чаще это франчайзи, у которого есть опыт управления подобным бизнесом, но не хватает собственных средств», – констатирует Андрей Кривонос. По его словам, в таких случаях 10–20% бизнеса принадлежит управляющему партнеру, а 80–90% – инвестору. Полученная прибыль распределяется между ними в соответствии с долями в бизнесе, но управляющий дополнительно получает зарплату. Отношения между партнерами закрепляются в учредительном договоре предприятия и в трудовом контракте управляющего. «Мы подскажем, какие люди вам подойдут для бизнеса. Всех обучим его особенностям, начиная от управляющего и заканчивая официантом-бариста. Единственное, что вам придется сделать самостоятельно, – найти этих людей», – говорит Александр Исаков, продающий франшизу кофеен «Кофе-Тайм».
В таком виде бизнеса применяется планово-прогнозный подход к определению будущей прибыли. Управляющий партнер составляет и утверждает у инвестора план доходов и расходов в течение месяца. «Ежемесячно управляющий кафе-рестораном должен подавать инвестору «сводный отчет о выполнении бюджета», в котором четко прописываются все доходы и расходы предприятия, а также прибыль за отчетный период», – говорит Татьяна Таргонская.
Вот еще один пример – в агробизнесе: Константин Федоров получил в наследство приватизированный земельный участок в селе недалеко от Донецка. Строить на земле у него не было ни средств, ни желания. «Меня нашел агроном из этого села и предложил вложить мою землю как долю в совместное предприятие по выращиванию роз. На моем участке была построена теплица. Мы зарегистрировали ООО, и я ежемесячно получаю 20% прибыли предприятия, не принимая в его работе никакого участия», – рассказывает агроинвестор.
В принципе, он мог просто сдать землю в аренду, но рискнул пойти дальше и, похоже, доволен результатом.
«Основными рисками при инвестировании в бизнес могут быть как факт аферы в момент вхождения в бизнес, так и несоблюдение первоначальных договоренностей после него», – предостерегает инвесторов начальник управления планирования и бюджетирования «Эрдэ Банка» Ростислав Берегий. Можно контролировать честность партнера, но тогда придется ежемесячно проверять бухгалтерскую документацию. Кроме того, придется во внутренних документах предприятия утвердить среднюю норму производства продукции за определенный отрезок времени и допустимые размеры естественной убыли агропродукции.
«Инвестор с управляющим теплицы могут, например, установить, что ежемесячно в их теплице должно выращиваться не менее 30 тыс. розовых кустов. При этом портиться в месяц может не более 10–15% урожая. Если процент естественной убыли будет превышен, это будет грозить штрафными санкциями для управляющего», – предполагает генеральный директор аудиторской компании «ByhcoM» Татьяна Таргонская.
Резюме: Инвестировать в чужой бизнес эффективно можно, если инвестору известен основатель проекта, в сделке учтены все юридические тонкости, а инвестор регулярно контролирует отчетность компании.
Автор: Ольга Полякова
За матеріалами hitjob.com.ua
всі новиниРоздрукувати сторінку
Нагору Назад
Робота в регіонах
Місто
Вак.
Рез.
5684
5001
116
5
132
7
115
1
Робота в Великій Олександрівці
122
3
117
2
115
3
184
27
143
18
111
3
113
3
120
7
199
31
113
3
353
83
114
4
115
5
169
14
136
14
117
5
Робота в Україні
Статистика зарплат
Середня зарплата в Херсоні складає:
- по резюме 0 грн.
- по вакансіях 15167 грн.
Hitjob.ks.ua
- 7848 грн.
за даними Статуправління
Корисні сервіси
Корисні поради
Чому роботодавці не вказують в оголошеннях зарплату: поради hr-експертки, які вакансії оминати
Не вказана в оголошеннях зарплата часто є найменшою проблемою. Попри світо ...
Тренди українського фрилансу-2023: прогноз від Freelancehunt
Світова платформа Exploding Topics та український сервіс фрилансу Freelanc ...
Вигорання під час війни: як залишатися ефективним на роботі – поради експерта
Війна стала важким тягарем для ринку праці. За оцінками соціологічної груп ...