Нужны ли льготы и чем их можно заменить?

Нынешние льготы многие называют пережитком СССР, но это не совсем так. В советские времена это скорее была система поощрения. Но с 1991 года льготы в руках политиков стали тем необходимым продуктом, на который менялись симпатии электората. Именно ими власть пыталась заменить систему социальной защиты. В итоге сейчас около 18 млн украинцев относятся к той или иной льготной категории. Для них предусмотрено свыше 600 (!) видов льгот, распределение которых регулирует около 50 нормативных актов. Такую статистику приводит Центр общественной адвокатуры. В этот ряд цифр нужно добавить еще одну: по подсчетам Всемирного банка, в Украине около 20% от ВВП тратится в год на соцвыплаты. Далеко не каждая экономически процветающая держава может позволить себе такую роскошь!

И ладно бы эти льготы безупречно выполняли возложенную на них миссию - но в Украине и в этой части, как водится, не обошлось без перекосов и подмены понятий. Вот хотя бы один - общеизвестный - момент.

На льготы наше небогатое государство ежегодно тратит свыше 40 млрд грн. И… только четверть из этой суммы, по данным разных экспертов, идет на поддержку социально незащищенных, остро нуждающихся в этих льготах людей! Все остальное оседает в карманах граждан, чей «льготный» статус, мягко выражаясь, вызывает вопросы. Что это за люди? Все многочисленные группы и подгруппы льготников сегодня можно разделить на две основные: социальную и профессиональную. Так вот, представители второй группы как раз и «оттягивают» значительную часть бюджетных средств для своей «льготной жизни». Это при том, что среди них присутствуют категории явно не бедствующие: уважаемые депутаты, чиновники всех видов. Любопытно, что для этих людей льгота подразумевает не только финансовую помощь как таковую. Это еще и привилегия, которая демонстрирует принадлежность к определенному, особому классу. Для них предусмотрен широкий ассортимент государственных «бонусов» в виде бесплатного проезда, телефонных переговоров, медобслуживания, оздоровления и т. п.

В то же время выполнять взятые на себя обязательства по отношению к бесчисленным «простым смертным» льготникам из первой - «социальной» - группы государство давно не в состоянии. Свежий пример - надбавка «детям войны». Отстаивать право на нее приходится в судах, но даже если эта инстанция и принимает сторону льготника, получить деньги банально неоткуда - в бюджете нет денег.
А как у них?

Россия. Монетизация льгот у наших соседей прошла в 2005 году. Это стоило занимавшему тогда пост президента Владимиру Путину падения рейтинга. Сейчас граждане этой страны могут выбирать между определенным соцпакетом и денежной компенсацией вместо него.

Беларусь. В 2007 году президент Александр Лукашенко отменил фактически все виды льгот, которых насчитывалось около 100 видов и пользовалось ими около 6 млн человек. На подготовку населению отвели 6 месяцев, после чего количество льготников сократилось до 200 тыс. человек.

США. Малоимущим выдают карточки для получения бесплатных продуктов питания.
Два рабочих варианта

Очевидно, что мы зашли в «льготный тупик». Отменить помощь невозможно - это вызовет шквал протестов. Кроме того, ухудшать положение граждан не позволяет Конституция. Значит, надо менять систему в корне. На что же готовы пойти чиновники и политики?

Адресная помощь

Выдача помощи конкретному человеку лично, с учетом всех его прав и нужд.

По утверждению экспертов, вся необходимая информация о таких людях уже собрана, вести учет для всех и каждого можно с помощью Единого государственного автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы (ЕГАРЛ). В качестве главного инструмента вынашивается идея электронной социальной карты - этакое украинское ноу-хау. С помощью карточки предполагается вести полный учет льгот, их объем и расчет. Более того - она может иметь целый список дополнительных функций, в том числе и возможность использования ее как платежное средство.

Плюсы: За реализацией своих прав на льготы следить сможет сам человек, система обещает стать более открытой и мобильной.

Минусы: Техническая неподготовленность страны: для того чтобы карта стала универсальной, потребуется техническая революция на буквально каждом предприятии - от жилконторы до поликлиники.

Что сделано: Жилищная субсидия - первая ласточка. Она и вводится в виде адресной помощи. Правда, как показывает практика, ласточка с трудом встает на крыло: субсидия по-прежнему достается далеко не всем, кому на практике действительно могла бы помочь.

Монетизация льгот

Денежная компенсация нуждающимся в государственной поддержке в оговоренном объеме.

Минусы: Этот оговоренный объем денежной помощи и является главным недостатком. Жизненные потребности человека просчитать непросто - для этого необходимо разработать не одну методику. Еще одна проблема: вечно худой госбюджет, в котором вряд ли будет постоянно находиться источник финансирования «монетчиков».

Плюсы: Возможность расходовать деньги по необходимости и по своему усмотрению.
Что сделано: Сейчас в Киеве, Черновицкой, Харьковской областях и в Крыму ряд льгот для определенных категорий украинцев переводят в денежный эквивалент. Экспериментировать решили «на транспорте», и к 2015 году обещают распространить практику по всей стране.

Кстати: Электронные социальные карты уже готовятся к «обкатке». Первый серьезный шаг со стороны законодателей: парламент сказал «Да!» проекту «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины».
Мнения

«ПРОТИВ»
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
- В реальной экономике рыночного образца не должно быть льгот, а субсидии и субвенции могут быть только в денежной форме. То есть государство обязано решить, кому необходимо предоставлять компенсацию. Выдавать ее возможно только деньгами. Не может быть вариантов бесплатных преференций - иначе нарушается модель рыночных законов, в первую очередь - закона стоимости. Скажем, не может быть такого, чтобы некая карта позволяла приобретение каких-то продуктов по цене ниже рыночной. Это немедленно обеспечит тотальную коррупцию и возвратит к социалистической системе.

«ЗА»
Владимир Фесенко, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента»:
- Те льготы, которые принимались в последние годы, увы, ничем не обеспечены. Тем не менее, просто их ликвидировать - это конфликтно и несправедливо. В России через это прошли - и очень тяжело. В Грузии дей-
ствовали в духе либерализма - государство с себя просто сняло все обязательства. У нас же такие варианты применить не удастся.

Я понимаю людей, которые не хотят терять того, что им обещано. Пусть даже деньги им уже не платят, но они не хотят лишиться предоставленного им законом права. Думаю, что нужно подходить к системе дифференцированно. Например, в случае с чернобыльцами, пора разобраться, кто из них действительно имеет право на льготы, а кто - просто получил корочку. Как провести эту дифференциацию? Однозначного ответа пока нет.
Под чертой

Срок, с которого украинская система льгот должна заработать по-новому, определили 2015 годом. Именно к этому времени помощь планируют сделать адресной и обратить ее в звонкую монету. Но вот вопрос: «дозреет» ли за эти четыре года наша экономика, потянет ли огромное количество новых обязательств? И «дозреем» ли мы, научимся ли отделять нуждающихся в помощи людей от граждан-паразитов с нескромным достатком, стремящихся припасть к государственной жиле? Сумеем ли помогать? Или нам опять «выбросят» бюджетную поддержку под какие-нибудь выборы — как ходовой товар, — чтобы потом забыть о существовании нуждающихся до следующей оказии?

Джерело: job.ukr.net

За матеріалами hitjob.com.ua

всі новини

Роздрукувати сторінку


Нагору Назад